Перевод: Алсу Нургаязова
Научная редакция перевода: Резеда Попова
www.center-stupeni.ru
Французский институт гештальт-терапии
Карточка для работы № 19
I. Сеанс в своей целостности
- Общий уровень — МАКРО
- Общие впечатления об атмосфере сеанса (напряженная, близкая, слишком близкая, теплая, холодная, отдаленная, каждый замкнут на себе, разнообразие на протяжении сеанса…)
- Заметные события в терапии (опоздание, вызов, особое молчание, переход к действию, отличие от того, что привычно)
- Пациент
- Терапевт
- Заметные события в жизни пациента и/или терапевта вне сеанса (на уровне отношений, семьи, работы, работы над собой, чтения и т.д.) — актуальный контекст
- Тема сеанса или различные темы (дать название)
- Заметные события в терапии (опоздание, вызов, особое молчание, переход к действию, отличие от того, что привычно)
- Найти метафору, которая бы определила этот сеанс
- Общие впечатления об атмосфере сеанса (напряженная, близкая, слишком близкая, теплая, холодная, отдаленная, каждый замкнут на себе, разнообразие на протяжении сеанса…)
- Уровень более частный — МИКРО
- Определить то, каков пациент в вашем присутствии(физическая дистанция, взгляд, физическое положение тела, физическая мобильность (дыхание, жесты и т.д.), тон голоса, риторика …)
- Определить то, каковы вы в присутствии пациента (физическая дистанция, взгляд, физическое положение тела, физическая мобильность (дыхание и т.д.) тон голоса, риторика…)
II. Особые качества сеанса
- Модальности контакт пациента и терапевта
- Начало сеанса (id-ситуации)
- С чем приходит пациент (тема обсуждения) и как (жалоба? поиск? соблазнение? агрессия? ворчание? уныние? …). Степень вовлеченности в терапию (ждет от терапевта или других, обобщает свои цели, абстрактен, избегает чувств/мыслей о себе, экспрессивен, способен сконцентрироваться на себе и на других…).
- Модальности вмешательства терапевта
- Мобилизованы ли функции personality, ego и id.
- Раскрытие терапевта (что ему это дает, что он чувствует, что он представляет…).
- Скорее вопросительный, утверждающий, молчаливый, мечтательный, витает в мыслях, тревожный …
- Удается ли создать работу в сотрудничестве, совместное строительство. Если да, то как. Если нет, что могло блокировать сторону пациента или сторону терапевта.
- На чем и как происходит фокусировка (Каков возникающий гештальт, какова работа вовлеченного awareness).
- Характеристики работы, проведенной во время сеанса
- Эксперимент или нет.
- Возможное вступление в контакт.
- Эмоциональное выражение (Пациент — Терапевт).
- В ходе сеанса в основном обсуждаются содержания?
- Как и когда уменьшается интенсивность контакта? Когда появляется тревога?
- Работа со сном, если да, то какая.
- Как и на чем заканчивается сеанс.
- Начало сеанса (id-ситуации)
- Какие взаимодействия между пациентом и терапевтом вы находите важными, опишите как можно более правдиво.
- Взаимодействия, где пациент прямо обращается к терапевту.
- Наиболее важные, с вашей точки зрения, глаголы, используемые пациентом во время сеанса.
III. Как выстраивать рабочие гипотезы
- Фиксированные ситуации (в жизни пациента, в терапевтическом сеансе).
- Эмоциональный или чувственный опыт: возможный, невозможный, гипертрофированный.
- Определение особых потребностей: то, к чему пациент мобилизован и то, что необходимо было бы поддержать.
- Как пациент находит поддержку (в среде, в том числе физиологическую, когнитивную, межличностную) и как ею пользуется.
- Влияние сеанса или предыдущих сеансов. Ассимиляция? Использование в повседневной жизни? Возможная интроекция модальностей работы, использованных терапевтом? Связь с новизной ситуаций.