Как вести записи после сеанса гештальт-терапии (элементы процесса)

   Перевод: Алсу Нургаязова

Научная редакция перевода: Резеда Попова

www.center-stupeni.ru

 

Французский институт гештальт-терапии
Карточка для работы № 19

I. Сеанс в своей целостности

  1. Общий уровень — МАКРО
    1. Общие впечатления об атмосфере сеанса (напряженная, близкая, слишком близкая, теплая, холодная, отдаленная, каждый замкнут на себе, разнообразие на протяжении сеанса…)
      1. Заметные события в терапии (опоздание, вызов, особое молчание, переход к действию, отличие от того, что привычно)
        1. Пациент
        2. Терапевт
      2. Заметные события в жизни пациента и/или терапевта вне сеанса (на уровне отношений, семьи, работы, работы над собой, чтения и т.д.) — актуальный контекст
      3. Тема сеанса или различные темы (дать название)
    2. Найти метафору, которая бы определила этот сеанс
  2. Уровень более частный — МИКРО
    1. Определить то, каков пациент в вашем присутствии(физическая дистанция, взгляд, физическое положение тела, физическая мобильность (дыхание, жесты и т.д.), тон голоса, риторика …)
    2. Определить то, каковы вы в присутствии пациента (физическая дистанция, взгляд, физическое положение тела, физическая мобильность (дыхание и т.д.) тон голоса, риторика…)

 

II.    Особые качества сеанса

  1. Модальности контакт пациента и терапевта
    1. Начало сеанса (id-ситуации)
      1. С чем приходит пациент (тема обсуждения) и как (жалоба? поиск? соблазнение? агрессия? ворчание? уныние? …). Степень вовлеченности в терапию (ждет от терапевта или других, обобщает свои цели, абстрактен, избегает чувств/мыслей о себе, экспрессивен, способен сконцентрироваться на себе и на других…).
      2. Модальности вмешательства терапевта
        1. Мобилизованы ли функции personality, ego и id.
        2. Раскрытие терапевта (что ему это дает, что он чувствует, что он представляет…).
        3. Скорее вопросительный, утверждающий, молчаливый, мечтательный, витает в мыслях, тревожный …
        4. Удается ли создать работу в сотрудничестве, совместное строительство. Если да, то как. Если нет, что могло блокировать сторону пациента или сторону терапевта.
      3. На чем и как происходит фокусировка (Каков возникающий гештальт, какова работа вовлеченного awareness).
    2. Характеристики работы, проведенной во время сеанса
      1. Эксперимент или нет.
      2. Возможное вступление в контакт.
      3. Эмоциональное выражение (Пациент — Терапевт).
      4. В ходе сеанса в основном обсуждаются содержания?
      5. Как и когда уменьшается интенсивность контакта? Когда появляется тревога?
      6. Работа со сном, если да, то какая.
    3. Как и на чем заканчивается сеанс.
  2. Какие взаимодействия между пациентом и терапевтом вы находите важными, опишите как можно более правдиво.
  3. Взаимодействия, где пациент прямо обращается к терапевту.
  4. Наиболее важные, с вашей точки зрения, глаголы, используемые пациентом во время сеанса.

III.  Как выстраивать рабочие гипотезы

  1. Фиксированные ситуации (в жизни пациента, в терапевтическом сеансе).
  2. Эмоциональный или чувственный опыт: возможный, невозможный, гипертрофированный.
  3. Определение особых потребностей: то, к чему пациент мобилизован и то, что необходимо было бы поддержать.
  4. Как пациент находит поддержку (в среде, в том числе физиологическую, когнитивную, межличностную) и как ею пользуется.
  5. Влияние сеанса или предыдущих сеансов. Ассимиляция? Использование в повседневной жизни? Возможная интроекция модальностей работы, использованных терапевтом? Связь с новизной ситуаций.

 



Жан-Мари Робин (ред.) «Self — полифония современных идей в гештальт-терапии»


Харм Сименс «Практическое руководство для гештальттерапевтов»
Гарантия при оказании услуг и/или продаже товаров GB InfoBlock (www.wpleads.net)