Корниенко А.Ф. — Сознание и осознание как основа саморазвития человека

А.Ф. Корниенко
Статья по общей психологии
Вестник Вятского ГГУ. – 2012. – № 1 (3). – С. 145-151.

В статье рассматривается сущности сознания как особого познавательного психического процесса, а также процессов осознавания, которые в сочетании с самооценкой и совестью принимаются за основу саморазвития, самообучения и самовоспитания человека. Отмечается, что, несмотря на социальную обусловленность, процессы саморазвития человека могут выступать одним из факторов развития общества.

Ключевые слова: психика, сознание, осознавание, развитие, саморазвитие, индивид, субъект, личность.

На протяжении всей истории человечества проблемы, связанные с развитием человека и его саморазвитием, всегда были в центре внимания не только различных областей науки, в частности, психологии и педагогики, но и общественной практики. От того, как организуются и осуществляются процессы развития человека в обществе, в какой степени сам человек уделяет внимание своему развитию, занимаясь саморазвитием, зависит судьба общества, динамика его дальнейшего развития.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что развитие человека и его саморазвитие происходит в определенных условиях природной и социальной среды. Но что значит «человек развивается», что именно развивается в человеке и что определяет способность человека к саморазвитию?

Структура человека и основные линии его развития

Как представитель особого вида живых существ, именуемого Homo Sapiens, человек характеризуется, прежде всего, особенностями своего организма, его конституцией и функциональными возможностями. С этой точки зрения человек обычно рассматривается как индивид. Соответственно можно говорить о развитии человека как индивида, которое включает в себя, с одной стороны, процессы физиологического развития организма, в большей степени биологически обусловленные, и, с другой стороны, развитие таких особенностей организма, которые обычно соотносятся с понятием физического развития человека. Это – развитие силы, выносливости, гибкости; укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям; скорости, точности и координации движений и т.д.

Второе, что отличает человека от других живых существ, это особенности его психики. Будучи носителем психики, человек выступает как субъект. Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта, и эта линия в развитии человека соотносится с понятием его психического развития.

И, наконец, самое существенное отличие человека и его сущность заключаются в том, что он является существом социальным и обладает особым свойством, обозначаемым понятием «личность». Будучи включенным в систему социальных отношений и проявляя данное свойство, человек выступает как личность. Соответственно можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием его социального развития или развития его личности.

Поскольку человек – это целостное системное образование, все его отдельные подструктуры, т.е. организм, психика и личность, взаимосвязаны и функционируют взаимосогласованно, обеспечивая человеку возможность построения эффективных форм поведения в постоянно изменяющихся условиях, как природной, так и социальной среды.

Взаимосвязь и взаимосогласованность подструктур человека проявляются во взаимосвязи и взаимосогласованности соответствующих линий в его развитии – линий физического, психического и социального развития (см. рис. 1).

35

Рис. 1. Линии физического, психического и социального развития человека.

Нарушения физического развития приводят к нарушению, как развития психики, так и развития личности человека. Нарушения психического развития обусловливают нарушения в развитии личности и могут негативно сказываться на физическом развитии человека. В случае нарушений в социальном развитии возможны нарушения, как в развитии психики, так и в физическом развитии человека.

В силу законов нелинейного и гетерохронного развития, достижение некоторого условного уровня развития, например, уровня 0,5 от максимально возможного, сначала происходит по линии физического развития, затем психического и еще позже – социального. Для развития психики необходим определенный уровень развития организма, а развитие личности происходит на основе уже достаточно высокого уровня и физического, и психического развития человека.

Развитие человека в обществе детерминируется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Что касается саморазвития человека, то оно предполагает наличие у человека способности к самостоятельной и, конечно же, сознательной регуляции своего поведения, специально направленного на повышение уровней своего физического, психического и социального развития. Человек должен осознавать особенности своего развития, а также особенности природной и социальной среды, в условиях которых он находится и которые ему надо каким-то образом организовать для своего развития. Но чтобы осознавать, он должен обладать сознанием. И вот тут мы сталкивается с одной из фундаментальных проблем психологии, которая касается определения сущности сознания.

Сущность понятий «сознание» и «осознание»

Несмотря на достаточно длительный период развития психологической науки, до сих пор для большинства психологов остаются в силе слова В.М. Аллахвердова: «о чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, на самом деле никому не известно» [1, c. 52]. Считается, что сознание – это высший уровень развития психики, присущий только человеку. Однако в чем выражается специфика этого высшего уровня развития психики пока не совсем ясно.

По определению С.Л. Рубинштейна «сознание – это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него» [2, с. 20]. Очевидным недостатком этого определения является то, что без каких либо поправок и дополнений его можно использовать и по отношению к понятию «психика». Утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что «в психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя» [2, с. 150], сущности сознания не раскрывает, поскольку используемое для пояснения сознания понятие «осознание» само включает в себя исходное понятие «сознание».

Более приемлемым выглядит определение сознания, предложенное А.Н. Леонтьевым, согласно которому «сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» [3, с. 166]. Учитывая, что в общем случае субъективная картина мира обозначается понятием «психика», получается, что «сознание» – это та же «психика», но с добавлением образа «Я». Данное определение, конечно же, позволяет говорить о нетождественности понятий «сознание» и «психика» и рассматривать сознание как высший уровень развития психики. Однако, если под сознанием понимать психику с добавлением образа «Я», то возникает вопрос: «В результате какого психического процесса этот образ появляется в психике?». Как указывал С.Л. Рубинштейн, «…психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Всякое психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т.д.) – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении» [2, с. 36]. Возникает еще один очень интересный вопрос: «Если сознание – это психика с добавлением образа «Я», то можно ли называть психику без образа «Я» «бессознательным» и признать наличие «бессознательного» у животных?».

Проблема с определением сущности сознания возникает и в связи с рассмотрением уровней в развитии психики. Дело в том, что традиционно выделяемые уровни или стадии в развитии психики, предложенные в работе А.Н. Леонтьева [3], соотносятся с уровнем развития познавательных психических процессов. Так, в основе элементарной сенсорной психики лежат простейшие познавательные психические процессы ощущения. Перцептивная психика характеризуется наличием более сложных познавательных психических процессов восприятия. На стадии интеллекта психика субъекта отличается наличием таких познавательных психических процессов, как мышление. Следующий высший уровень в развитии психики, по логике, также должен характеризоваться наличием особого, более сложного, чем мышление познавательного психического процесса. Однако никто из психологов не считает сознание не только познавательным процессом, но и вообще психическим процессом. Его нет ни в одной из имеющихся в психологии классификаций психических процессов [4].

Сознание принято рассматривать как некоторое интегративное образование, в котором особым образом интегрируются все психические процессы. Как отмечает Г.В. Акопов, «Трактовка сознания как интеграции психических процессов достаточно распространенный способ определения сознания в психологии» [5, с. 21]. Однако наделение сознания функцией интеграции психических процессов не только лишает его статуса психического процесса, но и предполагает, что до появления сознания психические процессы протекали, не будучи интегрированными, что явно противоречит здравому смыслу. Все процессы, протекающие в любом живом организме, в том числе и психические, если они есть, не могут не быть интегрированными в единую функциональную систему, обеспечивающую адекватность отражения организмом особенностей объективной действительности и адекватность его поведения в этой действительности.

Проблемы и противоречия в определении сущности сознания, а также «сознательного» и «бессознательного» снимаются, если сознание рассматривать не как особую психику с добавлением образа «Я» или ее интегративное качество, а как особый познавательный психический процесс, в результате которого в психике человека и образуется этот образ «Я». Особенность или специфика этого образа состоит в том, что он является образом самого субъекта как носителя психики.

Сущность и специфика сознания как особого познавательного психического процесса представлена на рис. 2. 36

Рис. 2. Сознание как высший уровень развития познавательных психических процессов.

Как показано на рис. 2, простейшим познавательным психическим процессом, который характеризует первый уровень в развитии психики, является ощущение. В ощущениях отражаются особенности отдельных свойств объектов действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Второй уровень развития психики характеризуется наличием процессов восприятия, благодаря которым происходит отражение отдельных объектов действительности в совокупности их свойств, также при наличии непосредственного воздействия этих свойств на органы чувств.

На третьем уровне развития психики появляются процессы мышления, которые обеспечивают отражение взаимосвязей между объектами действительности. Учитывая, что объекты представлены в психике в форме образов, можно сказать, что благодаря процессам мышления обеспечивается образование связей между образами, возникающими в психике.

И, наконец, высший уровень развития психики, присущий человеку, который характеризуется появлением сознания как особого познавательного психического процесса. В результате процесса сознания в психике субъекта (носителя психики) возникает образ самого субъекта, т.е. образ «Я». Образ «Я», как образ носителя психики, включает в себя и образ психики (по принципу «матрешки»), и потому является сложным психическим образованием.

В отличие от исходной или первичной психики психика, отраженная в образе «Я», может быть названа вторичной или рефлексивной психикой, а сам процесс образования рефлексивной психики – процессом рефлексии. Основу этого процесса составляет процесс осознавания, под которым понимается процесс образования связи образа «Я» с каким-либо образом первичной психики. Результатом процесса осознавания является осознание. Очевидно, что в составе рефлексивной психики оказываются не только рефлексивные образы объектов внешней действительности, но и рефлексивный образ самого субъекта, т.е. рефлексивный образ «Я», который можно соотнести с понятием «самосознание».

С введением понятия о сознании в психологии возникают понятия о «сознательных» и «бессознательных» психических процессах, об областях «сознательного» и «бессознательного» в психике человека. Учитывая определение сознания как познавательного психического процесса, результатом которого является образ «Я», сознательным психическим процессом можно назвать такой психический процесс, результат которого осознается, то есть связывается с образом «Я». Соответственно, бессознательные психические процессы – это процессы, результаты которых в виде соответствующих образов не связываются с образом «Я», т.е. не осознаются. Совокупность образов первичной психики, связанных с образом «Я», включая сам образ «Я», можно рассматривать как область «сознательного» в психике человека. Остальные образы, имеющиеся в психике и не связанные с образом «Я», составляют, соответственно, содержание области «бессознательного».

Таким образом, психика человека выступает в единстве «сознательного» и «бессознательного», на что обращал внимание, в частности, К. Юнг. «Сознание и бессознательное, – писал К. Юнг, – не имеют четко очерченных границ; одно начинается там, где отступает другое. Дело в том, что психе представляет собой сознательно-бессознательное целое» [6, с. 397]. Отсюда следует, что бессознательное не может существовать само по себе без наличия сознательного.

Образование в психике человека областей «сознательного» и «бессознательного», а также сущность понятий «сознание» и «осознание» в схематичной форме представлено на рис. 3. 37Рис. 3. Области «сознательного» и «бессознательного» в психике человека.

Поскольку одной из основных функций психики является регуляция поведения, наличие областей сознательного и бессознательного в психике человека обусловливает наличие механизмов, как сознательной, так и бессознательной регуляции его поведения (см. рис. 4).

38Рис. 4. Механизмы сознательной и бессознательной регуляции поведения человека при его взаимодействии с объективной действительностью, представленной совокупностью природных и социальных явлений.

Бессознательная регуляция поведения осуществляется на основе неосознаваемых, но отражаемых в первичной психике особенностей природных и социальных явлений, происходящих в окружающей человека объективной действительности. Механизмы сознательной регуляции поведения, лежащие в основе саморазвития человека, связаны с процессами осознавания человеком особенностей окружающей его природной и социальной среды. Очевидно, что сознательные и бессознательные механизмы регуляции поведения человека могут осуществляться одновременно и параллельно, взаимно дополняя друг друга. При этом наличие сенсорной системы, а также психики обеспечивает человеку получение знаний о природных и социальных явлениях, происходящих в объективной действительности, а наличие двигательной системы – возможность совершения на основе этих знаний разнообразных форм поведения, как осознаваемых, так и неосознаваемых.

При рассмотрении процессов развития и саморазвития человека следует иметь в виду, что человек, будучи существом социальным, постоянно включен в различные системы социальных отношений, и все, что он делает и что с ним происходит, является в той или иной степени социально обусловленным.

Социальная обусловленность процессов развития и саморазвития человека в обществе

Появляясь на свет как член общества, человек с рождения начинает занимать определенное положение в обществе. В зависимости от возрастных и половых особенностей, способностей, особенностей психики и личности, а также социального происхождения человек приобретает в обществе тот или иной социальный статус. В зависимости от социального статуса общество в лице родителей, государственных и общественных организаций создает человеку условия, необходимые для его развития, для удовлетворения его материальных, духовных, социальных потребностей. Оно же организует его обучение и воспитание, которое диктуется потребностями и культурными традициями общества.

В результате организуемых обществом процессов обучения, воспитания и развития у человека, как индивида, субъекта и личности, происходит развитие соответствующих физических, интеллектуальных и социальных способностей, которые обеспечивают ему возможность удовлетворять свои материальные, духовные и социальные потребности (см. рис. 5). 39Рис. 5. Социальная обусловленность развития и саморазвития человека в обществе.

Совокупность индивидуальных форм удовлетворения потребностей составляют индивидуальную культуру человека. Учитывая, что обучение, воспитание и развитие человека в обществе представляет собой механизм его социализации, можно сказать, что индивидуальная культура человека есть интериоризованная форма культуры общества.

Как показано на рис. 5, социализация человека происходит не только за счет организации обществом необходимых для его развития условий, но и путем постоянного контроля и оценки демонстрируемых им по мере своего развития знаний, умений и навыков. Контролю и моральной оценке подвергаются и его поступки. На основании оценок уровня развития знаний, умений и навыков, а также соответствия его поступков нормам морали, принятым в обществе, осуществляется организация процессов дальнейшего развития, обучения и воспитания человека.

Вместе с тем, по мере развития психики у человека появляется сознание, возникает способность к осознаванию особенностей своего физического, психического и социального развития, что выражается в появлении самооценки и совести – способности самостоятельно оценивать уровень развития своих знаний, умений и навыков и степень нравственности своего поведения и своих поступков. С появлением самооценки и совести у человека появляется возможность заняться своим саморазвитием, самообучением и самовоспитанием. На рис. 5 все, что связано с саморазвитием, самообучением и самовоспитанием, отмечено пунктирными линиями.

Однако возможность саморазвития – не есть процесс саморазвитие. Чтобы возможность воплотилась в реальные процессы, нужна соответствующая мотивация, интеллектуальная и социальная зрелость, организованность, проявление силы воли. Для инициации процессов саморазвития, самообучения и самовоспитания необходимо не просто осознать недостатки в своем физическом, интеллектуальном и социальном развитии – необходимо понимание и осознание значимости этого саморазвития, причем не только для себя лично, но и для окружающих, для общества, в целом. А это дается человеку только в процессе его воспитания. Человек не рождается со стремление к самосовершенствованию. Стремление к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию является результатом его развития, обучения и воспитания. Сознание, осознание, самооценка, совесть – все эти новообразования в развитии человека, лежащие в основе процессов его саморазвития, являются социально и культурно-исторически обусловленными [7]. Чтобы заняться саморазвитием, он должен иметь достаточно высокий уровень социального развития, развития личности. Как показано на рис. 5, процессы саморазвития, самообучения и самовоспитания проявляется в действиях человека, направленных на организацию условий, необходимых для самосовершенствования, в появлении новых потребностей и новых форм их удовлетворения. В результате саморазвития происходит изменение индивидуальной культуры человека, что, в свою очередь, может привести к изменениям в культуре общества.

Таким образом, саморазвитие человека, будучи во многом социально детерминированным процессом, тем не менее, благодаря наличию сознания, процессов осознавания, а также самооценки и совести, может выступать одним из факторов совершенствования не только отдельно взятого человека, но и всего общества, в целом.

Литература:

1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. С. 94-231.

4. Корниенко А.Ф. Психика и психические процессы: единая система психологических понятий //Российский научный журнал. 2009. № 4 (11). С. 78-89.

5. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004.

6. Юнг К. О природе психе /Перевод С.Л. Удовик. 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jungland.ru/node/1592 (дата обращения: 10.12.2011).

7. Корниенко А.Ф. Возникновение и развитие допсихических, психических и социальных форм регуляции поведения организма, субъекта, личности. Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2010.



Жан-Мари Робин (ред.) «Self — полифония современных идей в гештальт-терапии»


Харм Сименс «Практическое руководство для гештальттерапевтов»
Гарантия при оказании услуг и/или продаже товаров GB InfoBlock (www.wpleads.net)