Корниенко А.Ф. — Сознание как особый познавательный психический процесс

А.Ф. Корниенко
Статья по общей психологии
Актуальные проблемы современной когнитивной науки.
Материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции с
международным участием (20-21 октября 2011 года). –
Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2011. – 350 с. – С. 196-197.

Очевидно, что прежде, чем говорить о каком-либо исследовании и тем более о моделировании сознания, надо иметь четкое представление о том, что такое «сознание», что понимается под этим термином. Но ответ на этот вопрос является одной из фундаментальной проблемой психологии. Как указывает В.М. Аллахвердов, «о чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, на самом деле никому не известно» [2, с. 52]. Тем не менее, практически общепризнанными является положение, согласно которому сознание есть высший уровень развития психики, присущий толь-ко человеку.

На наш взгляд, проблема с определением сущности сознания обусловлена отсутствием последовательности в рассмотрении именно этого положения.

Если согласиться с тем, что психика есть свойство мозга, благодаря которому обеспечивается способность живого организма к субъективному отражению действительности, то логично предположить, что и сознание, как высший уровень развития психики, должно быть связано с отражением определенных особенностей действительности. Причем таких особенностей, отражение которых не обеспечивается другими нижележащими уровнями развития психики. По определению С.Л. Рубинштейна, «сознание – это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него» [9, с. 20]. Сознание человека есть «отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта» [Там же, с. 145]. Поскольку отражение особенностей объекта обеспечивается познавательными психическими процессами, а отношения к нему субъекта – эмоциональными, сознание, по С.Л. Рубинштейну, – это единство познавательных и эмоциональных психических процессов.

В современной трактовке точка зрения С.Л. Рубинштейна означает, что сознание есть некоторое интегративное психическое образование, в котором особым образом интегрируются отдельные психические процессы. Как отмечает Г.В. Акопов, «трактовка сознания как интеграции психических процессов достаточно распространенный способ определения сознания в психологии» [1, с. 21]. Однако наделение сознания функцией интеграции психических процессов лишает его статуса процесса психического отражения. Интеграция, как форма организации психических процессов, сама по себе не является особым психическим процессом и, соответственно, процессом отражения.

Более приемлемым выглядит определение сознания, предложенное А.Н. Леонтьевым. «Сознание, – пишет А.Н. Леонтьев, – в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» [8, с. 166]. Учитывая, что в общем случае субъективная картина мира обозначается понятием «психика», получается, что «сознание» – это та же «психика», но с добавлением образа «Я». Однако при этом возникает вопрос: «В результате какого психического процесса этот образ появляется в психике?».

Для разрешения противоречий в определении понятия «сознание» нами было высказано предположение, что психическим процессом, в результате которого в психике человека возникает образ «Я», является именно сознание [3, 4]. Под сознанием, таким образом, предлагается понимать не особую «психику» или ее «интегративное» качество, а особый психический процесс, относящийся к группе познавательных психических процессов, в результате которого в психике субъекта образуется особый образ – образ «Я».

Отнесение сознания к категории познавательных психических процессов позволяет выделить в развитии психики четыре уровня: 1) уровень ощущений; 2) уровень восприятий; 3) уровень мышления и 4) уровень сознания. Нетрудно убедиться, что выделенные уровни в развитии психики фактически перекликаются с четырьмя стадиями развития психики, выделенными А.Н. Леонтьевым: 1) стадией элементарной сенсорной психики; 2) стадией перцептивной психики; 3) стадией интеллекта и 4) стадией сознания. Однако хотелось бы отметить наличие принципиальных отличий наших представлений от представлений А.Н. Леонтьева не только в отношении понятия «сознание», но и в отношении других психических процессов и, в целом, в отношении понятия «психика». Особенности наших представлений о сознании, о психике и психических процессах изложены в работах [5, 6, 7].

Литература

1. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии: Учеб. по-собие. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004.

2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессоз-нательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

3. Корниенко А.Ф. Проблемы сознания, осознания и самосознания //Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской конференции 29 июня – 1 июля 2007 г. – Самара, 2007. – С. 61-63.

4. Корниенко А.Ф. Функция сознания в психике человека //Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 г. Т.1. Психология – будущему России. – Москва – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 124-125.

5. Корниенко А.Ф. Специфика психической формы отражения действи-тельности //Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – № 2. – С. 5-19.

6. Корниенко А.Ф. Психика и психические процессы: единая система психологических понятий // Российский научный журнал. – 2009. – № 4 (11). – С. 78-89.

7. Корниенко А.Ф. Понятие о сознании как высшем уровне развития психики //Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 36. – С. 20-26.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 1983. – С. 94-231.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.

 



Жан-Мари Робин (ред.) «Self — полифония современных идей в гештальт-терапии»


Харм Сименс «Практическое руководство для гештальттерапевтов»
Гарантия при оказании услуг и/или продаже товаров GB InfoBlock (www.wpleads.net)