Программа профессиональной подготовки
Программа ориентирована на психологов, педагогов и врачей, которые планируют получить навыки в области консультирования и психотерапии.
Дает подготовку для работы в индивидуальной и групповой, семейной психотерапии, консультировании организаций.
Структура программы:
- Учебные группы 5-6 трехдневок (по 24 часа) в течении учебного года;
- Клинический практикум (в течении всего времени программы);
- Гештальт-интенсив — практикум в большой группе;
- Конференции;
- Специализация;
- Индивидуальная терапия;
- Индивидуальная и групповая супервизия.
1 ступень «Введение в гештальт-терапию» (180 часов, 1 учебный год). Эта программа дает личный опыт знакомства с гештальт подходом, первоночальные навыки в практике консультирования.
2 ступень «Теория и практика гештальт-терапии» (на базе программы первой ступени, 800 часов, 2 или 3 учебных года). Успешно завершившие программу 2 уровня получают сертификат «гештальт-терапевт» (стандарт EAGT, Европейской Ассоциации Гештальт-Терапии).
Всего обучение продолжается 3,5 — 4 года.
Основные учебные темы:
1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература.
2. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).
3. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прирывания контакта.
4. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метофорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.
5. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.
6. Философия гештальт-подхода и методология практики.Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта.
7. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.
8. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
9. Кризис и травма.
10. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
11. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.
12. Принципы и приложения этики.