Поле организм/среда

Любой контакт происходит в поле взаимодействия организм/среда. Напомним еще раз, что речь идет о психологическом поле, в котором все объекты имеют свою заряженность или «валентность», активизируя те или иные потребности, ту или иную нужду организма и, таким образом, притягивая или отталкивая его от себя. Потребности у человека возникают в поле, это подчеркивал Курт Левин, который писал об этом как об уникальной особенности человека по сравнению с животными (у которых потребности заложены генетически). Потребности, возникающие в поле, К. Левин называл квазипотребностями (в отличие от истинных потребностей, которые существуют все время и являются источником квазипотребностей).

Неудовлетворенность актуализированных потребностей здесь-и-сейчас, а так же наличие самой возможности удовлетворения этих потребностей, создает напряженности поля. Психологическое поле складывается, таким образом, из субъективных напряженностей, которые могут, накладываясь, усиливать друг друга или, наоборот, гасить. Если актуализировавшаяся потребность удовлетворяется, то напряжение разряжается, и состояние поля изменяется.

Можно легко почувствовать, как меняется напряженность поля в разных его частях. Для этого достаточно, находясь в ситуации, переместиться (или переместить взгляд) из одной части пространства в другую и заметить свои ощущения. Наиболее чувствительными к состоянию поля в данный момент, бывают дети. Например, ребенок может быстро почувствовать, что между мамой и папой есть напряжение, даже если они не говорят об этом. Это напряжение теперь существует не только между родителями, но и затрагивает самого ребенка, который присутствует в ситуации. Конфликт родителей активизирует одну из базовых потребностей ребенка – потребность в безопасности, а так же потребности в любви и принятии. В такой ситуации ребенок, испытывая дискомфорт и ощущая дефицит может, например, разрядить напряжение «хулиганским» поступком, либо создав болезненный симптом. Таким образом, ребенок возвращает себе внимание и любовь родителей, а так же восстанавливает безопасность: родители больше не «дуются» друг на друга, они заняты тем, что ругают или спасают его.

Психологическое поле – это динамическая игра сил и сопротивлений. При их взаимодействии достигается динамическое равновесие, которое имеет свою форму, структуру, организацию.

Организацию поля в данный момент (или создание фигуры на фоне) мы и называем гештальтом. Гештальт может быть ярким, энергичным, ясным или слабым, тусклым, расплывчатым. Организация поля, его гештальт может быть настолько ясным и четким, насколько это позволяют силы и сопротивления, существующие здесь-и-сейчас в поле. Например, очень трудно бывает найти решение в запутанной и неясной ситуации. Какое бы решение мы не предлагали, оно не кажется нам достаточно хорошим. И наоборот, когда ситуация проясняется, решение возникает как бы само собой, без лишних усилий.

Психологическое поле существует в каждый момент времени существования субъекта, это не предмет и не вещь, а процесс, характеристики которого все время изменяются.

Курт Левин описывал следующие принципы психологического поля:

  1. Принцип организации: влияние каждого объекта в поле зависит от его позиции, однако поведение организуется на основе целостности сосуществующих факторов.
  2. Принцип современности: поле существует всегда в настоящем.
  3. Принцип своеобразия: каждая ситуация имеет свою уникальность.
  4. Принцип изменяющегося процесса: каждый опыт дан на время, он не существует постоянно.
  5. Принцип потенциальной уместности: из поля ничего нельзя исключить как неуместное.

Признание идеи поля – это признание того, что в субъективном пространстве человека его выборы строятся на основе всей имеющейся «здесь-и-сейчас» целостности, а не только на основе рациональных, причинно-следственных связей.



Жан-Мари Робин (ред.) «Self — полифония современных идей в гештальт-терапии»


Харм Сименс «Практическое руководство для гештальттерапевтов»
Гарантия при оказании услуг и/или продаже товаров GB InfoBlock (www.wpleads.net)